Как организовать IP-телефонию в офисе
IP-телефония позволяет совершать звонки, передавать видео и текстовые сообщения, проводить видеоконференции. Это оптимальное решение для снижения расходов на коммуникационные услуги для целой организации. Благодаря ей повышается эффективность коммуникаций, обеспечивается высокое качество связи между сотрудниками, находящимися в разных помещениях или даже странах.
IP-телефония для офиса: особенности работы
Аббревиатура IP расшифровывается как «межсетевой протокол». Он объединяет все компьютеры и другие устройства с помощью коммутации каналов. Во время звонка голос трансформируется и становится цифровым сигналом. Он поступает в устройство и передается другому абоненту. После того, как другое устройство распознает сигнал, поток вновь изменяется – становится аналоговым и воспроизводится динамиком.
Чтобы передавать голос через IP-сеть, его обычно сжимают с помощью специальной программы – кодека. Благодаря этому увеличивается скорость передачи, а значит повышается качество связи. Также при помощи кодека, в целях безопасности, сигнал может шифроваться. Поэтому связь между двумя VoIP-терминалами возможна, только если они имеют совместимые кодеки. В VoIP применяют кодеки G.711, G.726-32, G.726-16 и т. д.
Разновидности IP-телефонии
Сегодня есть несколько способов осуществления звонков с использованием IP-телефонии:
- «Компьютер-компьютер». Чтобы организовать связь между несколькими компьютерами, нужны IP-сеть, оборудование (наушники и микрофон), а также специальное программное обеспечение – софтфон. Самые популярные: X-Lite, Blink, Yate Client, Zoiper. Достоинство такой связи – бесплатные звонки внутри IP-сети. Недостаток – не очень хорошее качество связи.
- «Компьютер-телефон». Передача данных осуществляется через IP-шлюз, преобразующий данные, полученные с одной стороны, в формат, читаемый второй стороной. Такой сценарий звонков чаще используют корпоративные пользователи, ведь в основном применяется корпоративная сеть, обслуживающая вызовы от компьютеров до шлюза, которые потом передаются по телефонной сети общего пользования.
- «Телефон-телефон». При этом используются VoIP-телефоны или обычные с адаптером. Качество голосовой связи при этом достаточно хорошее. Оно сопоставимо с качеством при обычном телефонном разговоре, ведь компания использует выделенные каналы связи.
В зависимости от способа организации, есть два вида IP-телефонии: облачная и программная. В первом случае провайдер предоставляет АТС в аренду в облаке за абонентскую плату. Во втором – нужно закупать дорогостоящее оборудование.
IP-телефония для предприятия: какую лучше выбрать?
Выбор типа IP-телефонии во многом зависит от бюджета предприятия, сферы его деятельности, а также целевых установок.
Программная IP-АТС: преимущества и недостатки
Применение дорогого оборудования целесообразно для крупных и средних предприятий с достаточно высоким уровнем развития сетевой инфраструктуры. Но важно учитывать, что для настройки, обслуживания, а также поддержки сервера нужны определенные знания и умения или опытный IT-специалист в штате. Программная АТС имеет в своем арсенале полный набор базовых и дополнительных функций. Также ее можно доработать в зависимости от потребностей определенной компании. Еще одно преимущество – у посторонних лиц нет доступа к записям всех разговоров, аналитическим и статистическим данным, ведь они находятся в самой компании. Недостатки – дорогостоящее оборудование, достаточно сложная настройка, а также привязка к физическому адресу.
Виртуальная АТС: плюсы и минусы
При использовании корпоративной телефонной станции, размещенной на хостинге, нет необходимости тратить много денежных средств на оборудование, настройку, а также техническую поддержку. С помощью облачной АТС можно объединить офисы, которые размещены в разных городах или странах. При использовании виртуальной АТС платежи за используемый пакет услуг нужно делать ежемесячно. Минусы – ограниченные функциональные возможности и зависимость от внешнего партнера.
Оборудование
Для подключения IP-телефонии нужны:
- шлюз (Gateway) или VoIP-шлюз;
- GateKeeper (при наличии больше двух шлюзов);
- сервер АТС (нужен для программной телефонии);
- программное обеспечение (софтфон);
- маршрутизаторы.
Выбор VoIP-устройств во многом зависит от поставленных задач и конкретных потребностей предприятия.
Составление техзадания
Для организации IP-телефонии в офисе необходимо составить техзадание. В нем должно быть указано:
- количество и типы устройств;
- количество внешних и внутренних линий, ведь от этого зависит выбор VoIP-шлюза;
- какая нужна АТС – виртуальная или программная;
- бюджет, исходя из которого следует выбирать провайдера и тарифы;
- есть ли планы по расширению, ведь в этом случае требуется гибкость настроек, и лучше отдавать предпочтение цифровой IP-телефонии.
С этим техзаданием следует обратиться к провайдеру или к своему IT-администратору.
Монтаж и настройка телефонии
Обустройство IP-телефонии в офисном помещении начинается с составления договора с оператором, который предоставляет такие услуги. Далее выполняют разводку кабелей в офисе к определенным сегментам системы. Именно на этом этапе производится подключение устройств для IP-телефонии. Есть несколько возможных вариантов установки. Самый простой – купить специальные IP-телефоны, с помощью которых и будет осуществляться связь.
Для подключения стационарных или GSM-устройств нужно использовать специальные шлюзы, которые выполняют роль посредников. Также такую технологию можно использовать и с обычными смартфонами. Для этого следует только установить программы, которые будут принимать сигналы, а также управлять устройством.
В большинстве случаев настройка IP-телефонии выполняется сотрудниками соответствующих компаний, которые имеют профильное образование.